[Лат. Paulus Diaconus] (между 720 и 730, герцогство Фриуль - между 796 и 799, мон-рь Монте-Кассино), церковный писатель и историк. Сведения о жизни П. Д. сохранились гл. обр. в его сочинениях, а также в эпитафии, написанной мон. Хильдериком из Монте-Кассино (Historia Langobardorum. 1878. S. 15-16). П. Д. происходил из знатного лангобардского рода, родоначальник к-рого Леупхис пришел в Италию вместе с кор. Альбоином (в 568/9). Потомком (согласно П. Д., правнуком, что хронологически маловероятно) Леупхиса был Варнефрид, отец П. Д. Встречающееся в лит-ре утверждение о том, что П. Д. тоже носил имя Варнефрид, ошибочно. У П. Д. были брат Арихис и сестра (имя неизв.), ставшая монахиней. Начальное образование получил в г. Чивидале (ныне Чивидале-дель-Фриули), где в VIII в. находилась кафедра патриархов Аквилеи. По словам самого историка, в детстве он изучал греческий и еврейский языки, хотя прямых свидетельств знания этих языков в его сочинениях нет. Также нет достаточных оснований утверждать, что П. Д. входил в окружение Аквилейского патриарха Каллиста (30-е гг. VIII в.) или Пеммона, герцога Фриуля (ок. 706-734, † ок. 738), и его сына Ратхиса (король лангобардов в 744-749). Позднее П. Д. воспитывался в Павии при дворе кор. Ратхиса, где его наставником был некий «грамматик» Флавиан. Возможно, первоначально юноша готовился стать юристом. Он изучал «свободные искусства» (см. Artes liberales), был знаком с Corpus iuris civilis имп. Юстиниана и с законами лангобардских королей. По неизвестным причинам он избрал церковное служение и был рукоположен (по-видимому, еще в Павии) во диакона. При этом серьезного богословского образования П. Д. не получил и не вполне уверенно ориентировался в сложных богословских вопросах (напр., в спорах о «Трех Главах» и о монофелитстве). По косвенным свидетельствам можно заключить, что П. Д. находился при лангобардском дворе в начале правления кор. Дезидерия (756-774; утверждение о том, что он был его секретарем (cancellarius), основано на поздней и недостоверной традиции).
Об обстоятельствах жизни П. Д. в 60-70-х гг. VIII в. можно судить лишь по отдельным намекам в его сочинениях. Вероятно, он был близко знаком с дочерью кор. Дезидерия - Адельпергой, вышедшей ок. 760 г. замуж за Арихиса II, герцога Беневентского (758-787). В 763 г. П. Д. написал 1-е из известных в наст. время сочинений - стихотворение о хронологии всемирной истории и посвятил его Адельперге, у к-рой, по словам П. Д., был один ребенок. Позднее (между 766 и 774) он посвятил Адельперге (имевшей к тому времени троих детей) соч. «Римская история» (Historia Romana). Поскольку в прологе автор сообщил, что ранее посоветовал Адельперге прочитать Бревиарий Евтропия, существует предположение, что он был ее наставником (вероятно, еще до замужества).
В 774 г. Лангобардское королевство было завоевано франк. кор. Карлом Великим (император в 800-814). Спустя 2 года часть лангобардской знати во главе с герц. Родгаудом Фриульским устроила заговор с целью свержения франк. короля. Среди заговорщиков был брат П. Д.- Арихис, к-рого, после того как заговор был раскрыт, увезли на франк. земли в числе заложников. Сам П. Д. в 80-х гг. VIII в. тоже жил во Франкии. Возможно, его приезд туда был связан с попыткой освободить брата - об этом П. Д. просит кор. Карла Великого в стихотворении, написанном весной 782 г. П. Д. мог пригласить Адальхард I, аббат Корби (780/1-814, 821-826), побывавший в Италии в 781 г. Согласно др. т. зр. (см.: McKitterick. 1999. P. 323-324), к весне 782 г., времени написания стихотворения, П. Д. уже неск. лет проживал у франков (возможно, еще с 776). Он несомненно находился при франк. дворе в нач. 783 г., когда отправил оттуда письмо Теодомару, аббату Монте-Кассино (777/8-796/7). В послании он сравнивал франк. двор с темницей и писал, что мечтает о возвращении в Италию. П. Д. входил в придворный кружок кор. Карла Великого наряду с др. известными интеллектуалами того времени (см. в ст. Каролингское возрождение), в т. ч. уроженцами Италии Петром Пизанским, Фардульфом и Павлином II Аквилейским. По просьбам представителей франк. знати П. Д. начал работу над рядом сочинений: «Деяниями епископов Мецских» (Liber de episcopis Mettensibus) для Ангильрамна, епископа Мецского (768-791) и архикапеллана кор. Карла Великого (ок. 784); сборником посланий папы свт. Григория I Великого (590-604) для Адальхарда I, аббата Корби; эпитомой трактата лат. лексикографа Секста Помпея Феста (II в. по Р. Х.) и - по поручению кор. Карла Великого - над Гомилиарием (сборником проповедей, к-рые должны читаться на богослужениях суточного круга). Помимо Меца П. Д., по его словам, бывал в Тьонвиле (одной из королевских резиденций), а также в Пуатье, где видел гробницу Венанция Фортуната. В письме (впосл. оно стало предисловием к Гомилиарию) Карл Великий называет П. Д. «наш клиент» (clientulus noster).
Дискуссионным остается вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах П. Д. стал монахом Монте-Кассино. По разным предположениям, это могло произойти ок. 749 г. (когда туда удалился свергнутый кор. Ратхис), ок. 763 г. (при переезде П. Д. на юг вместе с Адельпергой), в 774 г. (после падения королевства лангобардов), в 776 г. (после провала восстания Родгауда Фриульского) или ок. 786/7 г. (после возвращения П. Д. из Франкии) (McKitterick. 1999. P. 324-327; Heath. 2017. P. 27-28). Гипотеза о том, что П. Д. нек-рое время жил в аббатстве св. Петра в Чивате (близ оз. Комо), основана лишь на описании оз. Комо в одном из его стихотворений и потому недоказуема. В 785 или, скорее, весной 786 г. он отвез в Рим послание франк. кор. Карла Великого папе Адриану I (772-795) с просьбой прислать аутентичный Григория Сакраментарий (подробнее см. в ст. Каролинги) и, возможно, после этого остался в Италии. Между сент. 787 и маем 788 г. П. Д. написал эпитафию Арихису, герцогу Беневентскому, на основании чего принято считать, что к этому времени он уже жил в Монте-Кассино. Бесспорно, что именно там П. Д. провел остаток жизни и написал последнее, наиболее известное сочинение - «Историю лангобардов» (Historia Langobardorum, 90-е гг. VIII в.). По-видимому, в то время он был главой монастырской школы и пользовался значительным авторитетом. На это указывает призыв Стефана, епископа Неаполя (766/7-799), своим клирикам ехать на обучение к П. Д. в Монте-Кассино (Gesta Episcoporum Neapolitanorum // MGH. SS. Scr. Lang. P. 425). Ученик П. Д., мон. Хильдерик, написал трактат по лат. грамматике и комментарий к Уставу св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский).
Дата смерти П. Д. устанавливается лишь приблизительно (в т. ч. из-за отсутствия упоминаний им имп. коронации Карла в 800). В поминальных текстах аббатства Монте-Кассино день его смерти указан и под 13 апр., и под 21 июля (Capo. 2014. P. 160).
П. Д. считается одним из лучших лат. поэтов своего времени. Это признавали уже современники: так, Петр Пизанский, приветствуя приезд П. Д. ко двору Карла Великого, называл его ученейшим из поэтов и песнопевцев (poetarum vatumque doctissime - Die Gedichte. 1908. S. 60). Состав написанного П. Д. корпуса поэтических произведений остается дискуссионным, с разной степенью надежности ему приписывают ок. 30 стихотворений разных жанров (Valtorta. 2006. P. 197-210). К 1-му периоду жизни в Италии (до кон. 70-х или нач. 80-х гг. VIII в.) бесспорно относятся посвященное Адельперге стихотворение о хронологии мировой истории (763; Die Gedichte. 1908. S. 9-10), описание построенных герц. Арихисом в Сполето дворца и храма (после 774; Ibid. S. 14-19), 3 надписи (Ibid. S. 20-22), эпитафии жене последнего лангобардского кор. Дезидерия (между 774 и 782; Ibid. S. 41-48) и своей тетке Софии (Ibid. S. 49-51), а также описание оз. Комо (Ibid. S. 1-6). Это стихотворение, написанное элегическими двустишиями, считается лучшим поэтическим произведением П. Д. Используя формальные приемы античного жанра описания красот природы (locus amoenus), он показывает их двойственный характер, поскольку чрезмерное увлечение материальным миром может таить опасность для христианина, отвлекая от мыслей о Боге (Pucci J. Pied Beauty: Paul the Deacon's Poem to Lake Como // Latomus. Brux., 1999. Vol. 58. P. 872-884). Во франк. период жизни составлены обращение к Карлу Великому с просьбой об освобождении брата (Die Gedichte. 1908. S. 52-55; возможно, было преподнесено Карлу Великому во время посещения им Италии в 781 - см.: Conti. 2017), полушутливые поэтические послания, в т. ч. в жанре загадок, к-рыми П. Д. обменивался с Петром Пизанским (Die Gedichte. 1908. S. 56-68, 84-108), эпитафии 2 сестрам, жене и 2 дочерям Карла Великого (Ibid. S. 109-120), поэту Венанцию Фортунату (Ibid. S. 121-122, впосл. включена в «Историю лангобардов»). После возвращения в Италию П. Д. написал эпитафию герц. Арихису (Ibid. S. 143-149). Сложно датировать стихотворение «Angustae vitae fugiunt consortia Musae», адресованное неизв. лицу (Ibid. S. 38-40). Текст написан элегическими двустишиями и проникнут реминисценциями из произведений античных поэтов (особенно Катулла). П. Д. жалуется на то, что после ухода в мон-рь его покинули музы, непривычные к жизни в затворе. П. Д. приписывают также ряд стихотворений духовного содержания, из к-рых бесспорно принадлежат ему 2 гимна в честь св. Бенедикта (написаны, вероятно, еще в 1-й итал. период, позднее включены в «Историю лангобардов»; Ibid. S. 23-37). В одном из них прославляются добродетели святого, в другом - совершённые им чудеса. Традиционно П. Д. приписывается написанный сапфической строфой гимн в честь св. Иоанна Предтечи «Ut queant laxis» (по начальным слогам его 1-й строфы Гвидо Аретинский предложил названия для муз. нот). Однако неопровержимых доказательств авторства П. Д. нет (Valtorta. 2006. P. 208-209).
Из эпистолярного наследия П. Д. сохранилось лишь неск. писем: посвящения Адельперге (перед «Римской историей»), Карлу Великому (перед эпитомой Секста Помпея Феста) и Адальхарду (перед сборником писем свт. Григория Великого), а также письмо, отправленное аббату Теодомару из Франкии (Die Gedichte. 1908. S. 11-13, 69-73, 123-130; рус. перевод писем Адальхарду и Теодомару - ПСЛЛ, VIII-IX вв. С. 100-102). По-видимому, П. Д. от имени аббата Теодомара написал письмо кор. Карлу Великому, сопровождавшее посланную из Монте-Кассино к франк. двору копию Устава св. Бенедикта (CCM. T. 1. P. 137-175). В послании содержатся пояснения к правильному соблюдению норм монашеской жизни (об авторстве П. Д.: Costambeys. 2018. P. 59-60). Ранее приписываемый П. Д. комментарий на Устав св. Бенедикта в действительности написан его учеником Хильдериком (Zelzer K. Überlegungen zu einer Gesamtedition des frühnachkarolingischen Kommentars zur Regula S. Benedicti aus der Tradition des Hildemar von Corbie // RBen. 1981. Vol. 91. N 3/4. P. 373-382).
П. Д.- автор 2 сочинений по грамматике и лексике лат. языка. По поручению кор. Карла Великого, но, очевидно, уже в Монте-Кассино им была составлена эпитома (сокращенная версия) трактата «О значении слов» (De verborum significatione) лат. грамматика Секста Помпея Феста, к-рый в свою очередь основывался на труде Марка Веррия Флакка, автора эпохи рим. имп. Августа Октавиана (63 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.). Сочинение П. Д. было довольно широко известно в средневек. Европе, особенно в IX-X вв. Поскольку полный текст книги Секста Помпея Феста не сохранился, составленная П. Д. эпитома имеет значение и для реконструкции античного оригинала (Glossaria Latina. 1930). Вероятно, во Франкии П. Д. написал комментарий на трактат «Искусство грамматики» Элия Доната (IV в.), сохранившийся в единственной рукописи кон. VIII в. из мон-ря Лорш (Expositio Artis Donati. 1990). П. Д. написал как минимум одно стихотворение на тему лат. грамматики (De speciebus praeteriti perfecti - Die Gedichte. 1908. S. 74-81).
По распоряжению кор. Карла Великого П. Д. была создана новая версия Гомилиария. По-видимому, она была закончена уже в Монте-Кассино (после 786). Составленный П. Д. Гомилиарий был широко распространен в средневек. католич. Европе (сохр. ок. 100 полных и частичных копий IX-X вв.). С многочисленными изменениями и дополнениями Гомилиарий использовался в католич. богослужении до литургических реформ Ватиканского II Собора. Согласно сделанной в кон. XIX в. реконструкции (Wiegand. 1897), Гомилиарий включал 244 чтения из творений христ. авторов (среди наиболее часто привлекавшихся - свт. Григорий Великий, Беда Достопочтенный, блж. Августин Аврелий, свт. Амвросий Медиоланский, блж. Иероним Стридонский, Ориген, свт. Иоанн Златоуст, свт. Максим Туринский и др.). За редкими исключениями на каждый литургический день года устанавливалось одно чтение; также приведены толкования на воскресные и праздничные евангельские чтения в течение всего года. Однако изучение обширной рукописной традиции далеко от завершения: к наст. времени исследована лишь малая ее часть. В сохранившихся средневек. манускриптах содержание Гомилиария, приписываемого П. Д., существенно варьируется (Étaix R. L'homéliaire d'Ebrardus retrouvé (Paris, B. N., lat. 9604) // RHT. 1979. Т. 10. P. 309-317).
Трудно датировать единственное агиографическое сочинение П. Д.- краткое Житие свт. Григория Великого (BHL, N 3639; Vita S. Gregorii Magni. 2002). Достоверно можно утверждать лишь то, что оно было написано ранее «Истории лангобардов», вероятно в Италии. Возможно, П. Д. работал над Житием в одно время с созданием сборника 54 посланий свт. Григория Великого (сборник был адресован Адальхарду, аббату Корби). О. А. Добиаш-Рождественская установила, что рукопись этого сборника (РНБ. F.V.I.7; кон. VIII в., Корби) является частичным автографом П. Д. (Dobiaš-Roždestvensky O. La main de Paul Diacre sur un codex du VIIIe siècle envoyé à Adhalard // Memorie storiche forogiuliesi. Udine, 1929. Vol. 25. P. 129-143), однако ее вывод о том, что П. Д. написал этот манускрипт во Фриуле, посетив его по дороге из Франкии в Италию, ныне отвергается большинством исследователей (Costambeys. 2018. P. 49). Житие получило достаточно широкое распространение (известно более 80 рукописей), в IX в. в Риме была составлена его пространная версия (BHL, N 3640), включавшая в т. ч. материал из Жития свт. Григория Великого, написанного англосакс. монахом мон-ря Уитби и неизвестного П. Д. В работе над Житием историк использовал произведения свт. Григория Великого, «Десять книг историй» Григория Турского, Liber Pontificalis, возможно также «Церковную историю народа англов» Беды Достопочтенного. Основное внимание П. Д. уделяет монашеской жизни Григория Великого, его аскезе, а также церковной деятельности (спорам с К-польским патриархом свт. Евтихием, организации христ. миссии в Британии) и духовным сочинениям.
Житие прп. Марии Египетской (BHL, N 5415) было переведено с греч. языка на латынь не П. Д., а др. Павлом, диаконом из Неаполя, жившим во 2-й пол. IX в. (Sansterre J.-M. Les moines d'Occident et le monachisme d'Orient du VIe au XIe siècle: Entre textes anciens et réalités contemporaines // Cristianità d'Occidente e cristianità d'Oriente (sec. VI-XI). Spoleto, 2004. Vol. 1. P. 301).
Сочетание агиографического и исторического материала характерно для соч. «Деяния епископов Мецских», написанного для еп. Ангильрамна (ок. 784). В этом произведении П. Д. выступает последовательным апологетом династии Каролингов, представленных потомками св. Арнульфа, еп. Мецского. При этом историк намекает и на «троянский миф» о происхождении франков, поскольку сын Арнульфа, Ансегизил, якобы был назван в честь Анхиза, отца Энея. Одновременно с этим П. Д. стремится возвысить статус Мецской кафедры, указывая на то, что 1-й епископ св. Климент был учеником ап. Петра, а также на значение деятельности епископа Меца св. Хродеганга (742-766) в начале церковной реформы. Хотя сохранилась лишь одна полная средневек. рукопись «Деяний…» (кон. XI в.), сочинение П. Д. сыграло заметную роль в развитии жанра «деяния епископов».
Первым собственно историческим сочинением П. Д. стала «Римская история» (между 766 и 774). Взяв за основу Бревиарий Евтропия, автора 2-й пол. IV в. (в 10 книгах; до начала правления рим. имп. Иовиана (363)), П. Д. расширил его текст, добавил сведения об античной мифологии (о легендарном происхождении римлян), о важнейших событиях истории христ. Церкви, к-рые Евтропий, по-видимому остававшийся язычником, не упоминал. Кроме того, П. Д. дополнил изложение Евтропия 6 книгами собственного сочинения, в к-рых изложение было доведено до установления власти в Италии имп. Юстиниана (552). П. Д. использовал широкий круг источников: «Историю против язычников» Орозия, исторические сочинения блж. Иеронима Стридонского, Проспера Аквитанского, Кассиодора, Исидора Севильского, Идация, Беды Достопочтенного, труды Иордана, свт. Григория Великого, Тита Ливия и др. (обзор см.: Heath. 2017. P. 42-64). Произведение П. Д. стало 1-м пространным (в отличие от кратких хроник) латиноязычным историческим трудом, описывающим падение Зап. Римской империи. Оно во многом повлияло на позднейшую западноевроп. историографическую традицию (Kretschmer. 2007). В нек-рых рукописях представлена также 17-я книга, написанная, по-видимому, не П. Д. (хотя главным источником служит его «История лангобардов»). Первоначально «Римская история» П. Д. имела хождение гл. обр. в Италии, но позднее и по всей Зап. Европе (известны более 100 рукописей: Mortensen L. B. The Diffusion of Roman Histories in the Middle Ages: A List of Orosius, Eutropius, Paulus Diaconus and Landolfus Sagax Manuscripts // Filologia Mediolatina. Firenze, 1999/2000. Vol. 6/7. P. 101-200). На рубеже Х и XI вв. южноитал. автор Ландульф Мудрый дополнил и продолжил «Римскую историю» (до правления визант. имп. Льва V (813-820)). Его книга получила известность под названием «Смешанная история» (Historia miscella).
Хронологически последним и наиболее известным трудом П. Д. стала «История лангобардов», над к-рой он работал в 90-х гг. VIII в. в мон-ре Монте-Кассино. Книга не имеет посвящения, что породило разные гипотезы о целях ее написания и предполагаемой аудитории. Согласно одной т. зр., в этом сочинении П. Д. обращался прежде всего к герцогу Беневентскому Гримоальду, к-рого рассматривал как наследника лангобардских королей, призванного противостоять франкской агрессии (Goffart. 1988. P. 329-430). Согласно другой - автор обращался прежде всего к франкам, рассматривая их как новых законных правителей Италии и наследников лангобардов (McKitterick. 1999). В этом случае работа над произведением могла быть начата в связи с провозглашением королем Италии Пипина, сына Карла Великого (781).
Наряду с источниками, использовавшимися в «Римской истории», в работе над «Историей лангобардов» П. Д. привлек и новые, с которыми познакомился при франк. дворе, - прежде всего «Десять книг истории» Григория Турского и «Церковную историю народа англов» Беды Достопочтенного. В большой мере автор опирался на лангобардскую историческую традицию: краткий текст «Происхождение народа лангобардов» (Origo gentis Langobardorum; сохр. как предисловие к сборнику законов «Эдикт Ротари», 643), историческое сочинение Секунда Тридентского (нач. VII в.; не сохр.), а также устные предания.
«История лангобардов» состоит из 6 книг. В 1-й книге дается географическое описание «острова Скандинавия» - легендарной прародины лангобардов, приводятся предания о происхождении этнонима (букв.- «длиннобородые») и о пути в Паннонию, где лангобарды во главе с кор. Альбоином одержали победу над народом гепидов. Вторая книга посвящена приходу лангобардов в Италию по приглашению визант. военачальника Нарсеса, их военным успехам, заговору против кор. Альбоина и его убийству, также П. Д. приводит географическое описание Италии. Оставшиеся 4 книги посвящены истории лангобардов в Италии до правления кор. Лиутпранда (712-744) (П. Д. рассматривает это время как «золотой век» державы лангобардов). Для авторского стиля характерно сочетание сжатого, хронологически организованного нарратива с красочными пересказами преданий и риторическими вставками, основанными на античной историографической традиции.
Важное место П. Д. отводит церковной истории: монашеским реформам и чудесам св. Бенедикта (в 1-й книге), жизни и сочинениям Венанция Фортуната (во 2-й книге), спору о «Трех Главах» и аквилейской схизме (в 3-й книге), деятельности свт. Григория Великого (в 3-й и 4-й книгах; в отличие от Жития свт. Григория Великого в «Истории лангобардов» основное внимание историк уделяет отношениям святителя со светскими правителями), Вселенскому VI Собору (в 6-й книге) и др. Сквозной темой являются отношения лангобардов с папами Римскими (в этом вопросе П. Д. опирается гл. обр. на Liber Pontificalis). При этом автор стремился затушевать тот факт, что долгое время среди лангобардов были распространены язычество и арианство и до времени кор. Агилульфа (591-616) лангобарды были враждебно настроены к правосл. духовенству. Поскольку «История лангобардов» заканчивается на периоде, на 30 лет предшествовавшем падению Лангобардского королевства, не имеет эпилога, а заключительные книги в лит. отношении уступают первым, многие исследователи полагают, что П. Д. не успел закончить свой труд (Goffart. 1988. P. 430-431). Существует т. зр. и о структурной завершенности книги (Heath. 2017. P. 230-233). Соч. «История лангобардов» получило известность и в Италии (уже в IX в. Андрей Бергамский и Эрхемперт из Монте-Кассино написали продолжения), и на франк. землях, а позднее и в др. регионах Зап. Европы. Известны 117 полных и фрагментарных рукописей «Истории лангобардов» (Pani. 2018. P. 114). Это произведение оказало заметное влияние на развитие жанра «история народов» (Plassmann. 2007).